В 2024 году модная индустрия подхватила волну коллекционной атрибутики, превратив причудливые новинки в сокровища, определяющие статус. Хотя в выпуске роскошных аксессуаров и брелоков для сумок нет ничего нового, талисманы с принтом Visetos от MCM и игривые фигурки животных от Loewe подчеркивают, как люксовые бренды используют растущее стремление потребителей к эскапизму через осязаемые, нетрадиционные символы самовыражения. То, что начиналось как нишевые диковинки – например, коллекционный плюшевый мишка Burberry 2008 года или ранние варианты коллаборации Bearbrick (или BE@RBRICK), – превратилось в культурный феномен. Сегодня модные коллекционные предметы находятся на грани между искусством, ностальгией, высококлассным брендингом и склонностью общества к “милой агрессии”, вызывая более глубокую эмоциональную связь между потребителями и индустрией. Новая эра коллекционной атрибутики отражает изменения в поведении потребителей, когда плюши, талисманы и новинки, далекие от традиционных представлений о полезности, становятся иконами роскоши.
Символы статуса и потребительский эскапизм
Если отойти от сферы роскоши, то одним из примеров коллекционной атрибутики, ставшей культурным must-have, стали куклы-плюши Labubu. Все, начиная от редакторов моды и влиятельных людей, и заканчивая социальным медиа-мастером BryanBoy, были замечены с этими плюши, прикрепленными к их роскошным дизайнерским сумкам. То, что началось как интернет-мем, быстро превратилось в покупательский ажиотаж, который вышел за пределы Юго-Восточной Азии.
Ажиотаж вокруг кукол Labubu, продаваемых китайской компанией Pop Mart по цене от 40 до 200 SGD, подчеркивает, что потребители придают значение, казалось бы, “повседневным” предметам, чтобы почувствовать себя причастными к более широкому культурному движению. Это явление отражает стремление к связи и идентичности через общие символы увлечения. То же самое можно сказать и об одержимости Кубком Стэнли почти год назад, когда коллективный энтузиазм превратил бутылку в поп-культурную навязчивую идею.
Путешествие коллекционной культуры в моду началось примерно в 2008 году, а медведь Burberry (сейчас он продается в Интернете по цене от 50 до 100 долларов США) стал одним из самых ранних примеров того, как роскошная мода превратила неодушевленный предмет в культурную икону. То, что начиналось как новинка, продаваемая вместе с покупкой для коллекционеров, теперь превратилось в мейнстримное культурное движение. Перенесемся в 2024 год, и модные дома подхватили этот сдвиг, запустив свои собственные линии лимитированных плюши, фигурок и талисманов. Шарм для сумки Vivienne от Louis Vuitton, а также игрушки и аксессуары для собак от Hermès и Celine – все это часть более широкой стратегии, направленной на извлечение выгоды из растущего спроса на коллекционные предметы, которые стирают границы между практичностью и личным самовыражением.
Бренды класса люкс осознали, что современные потребители ищут не просто символы статуса – они жаждут впечатлений и возможностей для побега. Коллекционные предметы, от плюшевых игрушек до дизайнерских талисманов, дают осязаемое ощущение фантазии и вызывают юношескую ностальгию, которую традиционные предметы роскоши часто не могут обеспечить, будь то из-за их цены или эксклюзивности. Эта тяга к эскапизму лежит в основе успеха таких брендов, как Moschino и Loewe, которые создают игривые и в то же время самобытные изделия, выходящие за рамки украшения, органично вписываясь в личность потребителя и отражая ее.
Коллекция мужских сумок Moschino весна-лето 2025 года является примером того, как бренд создает сюрреалистические сумки, которые становятся предметом коллекционирования помимо их внутренней ценности как сумок.
Капитализация группового поведения
Возникновение коллекционной модной атрибутики свидетельствует об изменении отношения потребителей к своим покупкам. Исторически предметы роскоши были символами богатства, статуса и эксклюзивности. Но с распространением доступных люксовых брендов и демократизацией моды высокого класса брендам пришлось проявить творческий подход, чтобы сохранить свою привлекательность. Появилась культура коллекционирования – доступная точка входа для многих потребителей, которые, возможно, не могут позволить себе весь спектр предложений бренда, но могут побаловать себя миниатюрными версиями, которые служат воротами к роскоши.
Модные бренды класса люкс давно стали экспертами в создании эксклюзивности, но в случае с коллекционными вещами они приняли более коллективную форму эксклюзивности. Коллекционные игрушки и фигурки – это часть более широкого культурного движения, в котором владение определенными предметами свидетельствует не только о личном вкусе, но и о принадлежности к определенному потребительскому племени. Эти маленькие, часто игривые продукты способствуют чувству принадлежности, позволяя потребителям присоединиться к более широкому повествованию и в то же время продемонстрировать свою индивидуальность.
Хотя наследие и мастерство по-прежнему занимают центральное место в рассказах о роскоши, современные потребители – особенно миллениалы и поколение Z – тяготеют к повествованиям, соответствующим их ценностям, и часто находят более глубокие связи в игривой и доступной сфере коллекционной культуры и атрибутики. Они хотят, чтобы их покупки, помимо внешнего вида, отражали чувство индивидуальности, игривости и эмоционального резонанса. Коллекционная культура и атрибутика стали идеальным средством для такой связи, предлагая мост между стремлением к роскоши и современным стремлением к предметам, которые чувствуют себя личными, доступными и значимыми.
Будущее коллекционной модной атрибутики
Брелоки обладают уникальной привлекательностью, охватывая оба конца потребительского спектра. Для одних они представляют собой доступную покупку начального уровня в мире роскоши, а для постоянных клиентов служат продолжением преданности бренду. Подумайте об этом так: у вас уже есть Louis Vuitton Vivienne, Hermès Birkin или сумка на плечо Prada Re-Edition 1995 – что дальше? Сумка-шарм – это способ персонализировать эти востребованные вещи, добавив им игривый, но в то же время изысканный штрих, который еще больше возвышает их. Это пусть и небольшой, но эффектный аксессуар, который говорит как об индивидуальности, так и о преданности бренду. Почему стоит остановиться на одном?
В последней кампании Prada модель сжимает сумку, украшенную многочисленными аксессуарами, поощряя потребителя к скрытому потреблению. Возможно, именно поэтому такие люксовые бренды, как Louis Vuitton и Prada, все больше ориентируются на культуру коллекционирования в рамках своей стратегии по привлечению новых демографических групп, особенно молодых потребителей и коллекционеров. В то время как роскошные сумки и обувь для некоторых недоступны, дизайнерский талисман или плюшевая игрушка – предмет стремления, который гораздо более достижим.
Ностальгия всегда играла важную роль в моде – из-за неизбежного цикла трендов – поэтому демографическая группа в возрасте от 18 до 30 лет обычно оглядывается на прошлые иконы стиля, чтобы вдохновить их на сегодняшние наряды. Мир моды также часто трансформирует элементы детства в более взрослые вариации, чтобы охватить веселую сторону моды, как мы видели с браслетами дружбы, а теперь и с брелоками для сумок. Так, люди стали использовать детские безделушки и разноцветные украшения из бисера на своих дорогих сумках, чтобы добавить ярких красок, которые иначе было бы сложно отобразить на повседневных вещах. Бесконечные комбинации украшений позволяют людям развивать и выражать свой индивидуальный стиль – особенно в эпоху, когда это становится все труднее сделать из-за быстро меняющихся тенденций.
В эпоху, когда роскошные сумки становятся все более вездесущими среди беспокойных потребителей, возможно, коллекционные аксессуары являются новым проявлением богатства, предлагая отличительный и личный способ продемонстрировать эксклюзивность и вкус. Поскольку границы между модой, искусством и игрой продолжают размываться, рост коллекционной культуры, вероятно, продолжится и даже усилится. Можно предположить, что бренды продолжат использовать стремление к эскапизму, самовыражению и ностальгии, расширяя ассортимент своей продукции, чтобы удовлетворить растущий спрос на эти нетрадиционные сокровища роскоши. Будь то талисманы, плюшевые игрушки или творческие коллаборации, будущее модных коллекционных предметов представляется вполне возможным для дальнейшего изучения.